Главная | Регистрация | Вход Суббота, 20.10.2018, 16:00

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 149
Калининского района Санкт-Петербурга

Куда бы нас ни бросила судьба
И где бы мы ни оказались в мире,
Есть и свое Отечество у нас
По адресу "Черкасова, 4".

|

Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Категории раздела
Основные документы школы [13]
Методический кабинет [7]
Дополнительное образование [5]
Всё о ЕГЭ [24]
Страничка психолога [7]
Режим работы школы [3]
Учебная деятельность [15]
Гос.услуги [3]
Материально-техническое оснащение [2]
Публичный отчёт директора школы [1]
Воспитательная работа [9]
Приём в школу [10]
Главная » Документы » Страничка психолога

Полезно знать
Однобокое развитие

В медицинской науке существует целая теория «функциональ­ной асимметрии мозга». Суть ее заключается в том, что каждое из полушарий головного мозга, контролирующего все функции, отве­чает за какие-то определенные функции в большей степени. Так, левое полушарие в большей степени отвечает за рационально-логические процессы, а правое — за интуитивные.

Эти данные хорошо известны медикам, особенно врачам-невро­патологам. Но опыт работы с педа­гогами показывает, что с этой про­блемой они почти не знакомы. То же касается и родителей. Между тем эти данные необходимо учиты­вать и при воспитании ребенка в семье, и при подготовке и проведе­нии занятий в детском саду и шко­ле. Потому что незнание этих воп­росов может привести (и приводит) к сильному «перекосу» в образова­нии, который, в свою очередь, со­здает целый ряд проблем: от непра­вильного выбора жизненного пути до невозможности реализовать свои творческие устремления.

По мнению специалистов, левое полушарие обрабатывает инфор­мацию аналитически и логически (через анализ и логику).Правое же полушарие — глобально и ин­туитивно (через образы и чувства). Посмотрим, за что отвечает каж­дое полушарие.

Левое полушарие отвечает за:

• способность к речевому обще­нию (понимание и воспроизведе­ние речи);

• оперирование цифрами, мате­матическими формулами и факта­ми формальной логики;

• создание моделей различных процессов окружающего мира; обеспечение однозначности в по­нимании явлений;

• способность к последователь­ному, ступенчатому познанию и анализу;

• стиль мышления, идущий от ча­стного к общему (индуктивный).

Правое полушарие отвечает за:

• ориентацию в пространстве и представления о собственном теле;

• распознавание сложных обра­зов, не поддающихся разложению на простые составные части;

готовность к целостному «схва­тыванию», к одномоментному восприятию многих предметов, явле­ний и взаимосвязей (синтетичес­кий характер мышления);

• формирование многозначности в восприятии объекта, с учетом многообразия имеющихся связей;

• стиль мышления «от общего к частному» (дедуктивный);

• различение интонаций голоса;

• высокую чувствительность к красоте и гармонии;

• эстетическое восприятие про­изведений искусства и музыкаль­ных произведений(!).

Как вы знаете, мать учит чув­ствовать своего малыша еще до рождения. Если мама, ожидающая ребенка, сердится или нервничает, малыш начинает проявлять все признаки беспокойства, вплоть до учащения пульса. Если же она ве­села и спокойна, то малыш может спокойно сосать пальчик или улы­баться.

Почему многие дети, очень чув­ствительные и интуитивные в дет­стве, достигая подросткового воз­раста, становятся такими замкну­тыми и черствыми, а многие взрос­лые — такими прагматичными и бессердечными? А происходит вот что.

В первые годы жизни ребенка чувствительность и интуитивность правого полушария поддержива­ются и развиваются достаточно успешно и в семье, и в детском саду. Но чем ближе возраст ребен­ка приближается к 7 годам, тем больше внимания уделяется раз­витию левого полушария. Судите сами. С каждым днем сокращается

время, отпущенное для пения и прослушивания музыки, танцев и спортивных занятий, лепки и рисо­вания. Их постепенно начинают вытеснять занятия счетом, грамо­той и чтением. А в школе ситуация не просто ухудшается, но приоб­ретает катастрофический «крен влево». И уже с первого года обу­чения 90%(!) школьного времени уделяется предметам, направлен­ным на развитие левого полуша­рия!

Как видим, развитию левого по­лушария способствуют все «основ­ные» предметы: письмо и родной язык, чтение и литература, матема­тика и алгебра, информатика, фи­зика, химия, история, география, биология и иностранные языки. Даже на таких уроках, как ботаника и биология, изучается строении цветка или пчелы путем рассмотре­ния их частей. Можно ли научить детей (особенно городских, кото­рые и пчелу-то не все видели) лю­бить живое, если постоянно изу­чать его по частям? На развитие правополушарного (образного, чувствительного) восприятия ос­тается, по сути, три школьных предмета: изодеятельность, му­зыка и физкультура. Но всем из­вестно, что уроки изодеятельности и музыки считаются «второстепен­ными», поэтому и отношение к ним весьма несерьезное. А от редких уроков ритмики и физкультуры многие дети уже «освобождены» по состоянию здоровья.

Вот и получается, что больше 10 лет мы старательно вынуждаем детей развиваться однобоко, но сами при этом говорим о «всесто­роннем развитии личности»! Не развивая функции правого полу­шария, мы его «теряем», так как без специальных занятий, само по себе, оно не развивается.

Наша традиционная система образования, развивающая уме­ние мыслить конкретно и точно, все анализировать и раскладывать по полочкам, подгонять формулы и выстраивать алгоритмы, ведет к тому, что даже произведения му­зыки, литературы и изобразитель­ного искусства воспринимаются детьми не через образы и чувства, а через анализ и логику. Когда это происходит? Когда на уроках ли­тературы не погружаются в жизнь героев, пытаясь узнать их чувства, а делают «анализ литературного произведения», на уроках изобра­зительного искусства — не любу­ются красотой пейзажа, а «анали­зируют полотно великого худож­ника», на уроке музыки не восхи­щаются гармонией звуков, а анализируют, «какие инструменты ис­пользовались в данном музыкаль­ном отрывке».

Но даже если детям повезло и у них прекрасные учителя «художе­ственного» цикла, то при суще­ствующем неравном распределе­нии школьного времени, да еще на фоне засилья «ларечной» и поп-культуры, одним им не справиться.

Совсем нелегко приходится де­тям в некоторых областных и сель­ских школах. Если директору не удается найти специалиста с музы­кальным образованием, умеюще­го и петь, и дирижировать, и играть на фортепиано или аккордеоне, то он вынужден брать на работу со­вместителя, который драгоценные часы, отведенные для знакомства с музыкой, заполнит разучиванием мелодий и текстов песен. Вспоми­нается посещение одной школы. Там, чтобы пройти в кабинет музы­ки (приобщиться к красоте музы­кальных произведений), надо было сначала, пригнувшись, пройти че­рез низкие своды в полуподвальное помещение, а затем баланси­ровать на дорожке из кирпичей, рискуя оступиться в воду. Согласи­тесь, после такой «прогулки» выз­вать в детях возвышенные чувства на уроке будет трудно.

Из года в год обучая детей все подвергать анализу, оперировать только конкретными фактами, мыслить логически, взрослые со­всем не оставляют времени на то, чтобы дети могли погрузиться в мир красок, форм, образов, почув­ствовать красоту и мелодичность музыки, увидеть совершенство при­роды, познать глубину истинных человеческих чувств.

Как же можно научить детей «смотреть» сердцем, если на это совсем нет времени?! Ребенок, который не научился распознавать, называть и «проживать» свои чув­ства, никогда не сможет понять другого человека и тем более не сможет СОпереживать, СОстрадать и Сочувствовать.

Отдавая себе отчет в том, что эти прекрасные качества формируют­ся в основном в семье, не будем недооценивать и значение школы, которая тоже многое могла бы сде­лать. Могла бы... если предоста­вить ей такую возможность.

С какой благодарностью можно сейчас вспоминать бесплатные ког­да-то кружки музыки и школьные хоры, художественные мастерские и театральные студии, факульта­тивы по истории искусства и твор­ческие коллективы! К счастью, не­смотря на экономические сложно­сти, в некоторых школах удалось все это сохранить, но в большин­стве обычных школ о подобных уникальных возможностях для раз­вития творчества стали забывать. Кроме того, помочь ребенку в развитии образного, интуитивного, чувствительного восприя­тия могут как предметы «худо­жественного» направления, так и каждый школьный урок, на­строенный не только на получе­ние информации, но и на обога­щение и утончение чувств де­тей.

Категория: Страничка психолога | Добавил: 162nord (25.08.2009)
Просмотров: 3043
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 1135
Случайное фото

Союз образовательных сайтов
Обратная связь | ©Rolik @ Сайт 2018 | Хостинг от uCoz